Музыка на уроке английского

Музыка на уроке английского

Как известно,  по-настоящему можно говорить об освоении языка только тогда, когда начинаешь на нем думать.  Для эффективного и полноценного овладения иностранным языком использование только традиционных методов обучения недостаточно, потому, что речевая деятельность непосредственно связана не только с интеллектом и логикой ребенка, но и с творческой и эмоциональной сторонами его личности. Неверно было бы обучать детей только ситуативно-бытовым аспектам языка – способность выражать широчайшую сферу мыслей, чувств, уникальных ощущений мира тоже должна быть включена в коммуникативную компетенцию маленького человека.

Опираясь на многолетний опыт российских и зарубежных методистов (Цыпин Г.М., Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Блель Г. и др.), можно с уверенностью сказать, что музыка, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, является эффективным средством обучения. 
Именно музыка создает на уроке особую атмосферу творчества, делает процесс обучения более легким и эффективным. Она является своеобразным «всемирным языком», который, на уровне эмоций и интуиции, может быть понятен каждому жителю планеты. Также позитивные эмоции, которые вызывает у детей музыка, выступают в качестве сильного мотивационного фактора.
Основной музыкальный материал, которые используется учителями английского языка – это песни. Аутентичные песни позволяют ребенку легко усваивать грамматические структуры, новую лексику, запоминать и воспроизводить нужные ритм и интонацию иностранной речи.
Песни, “Warming Ups”, музыкальное сопровождение игр и физкультминуток, фонетические зарядки, мелодии англоязычных народов и многое другое являются обязательными атрибутами современного урока иностранного языка.  Все они эффективны и требуют отдельного детального рассмотрения, но в данной работе мне хотелось бы остановить свое внимание на менее распространенном аспекте использования музыки – ассоциативном восприятии музыкального материала как средстве развития творческого воображения и обогащения иностранной речи обучающегося.
Схематично это можно выразить так:
Музыка →
Воображение →
Ассоциация →
Языковая реализация
Музыка, вызывая эмоциональный отклик ребенка, неизбежно затрагивает его воображение, вызывая определенные ассоциации. Языковой материал, связываемый в ходе учебного процесса с музыкой,  не воспринимается как учебный, он запоминается обучающимися легко и непроизвольно. Без особых энергетических затрат, под действием возникших эмоций и ассоциаций, знания и навыки надолго и прочно закрепляются в сознании ребенка.
Примеры заданий.
Вариант задания 1: «Guess the season». Форма работы – групповая. Учитель, в ходе урока по теме «Seasons of the year», предлагает ребятам прослушать отрывки из цикла произведений композитора А. Вивальди «Времена года». Детям предлагаются 4 картинки, на каждой из которых изображено одно из времен года. Все группы слушают все фрагменты без паузы и располагают  картинки в том порядке, в котором, по их мнению, звучали «времена года». Затем каждая группа называет отрывок, например: “We think that the first musical composition was “Spring” because we’ve heard birds songs, we’ve seen the shining sun, spring brooks…” После выступления каждой группы учитель спрашивает, все ли согласны и если нет,  почему другая группа думает иначе.
Вариант задания 2: «Music dictation». Форма работы – индивидуальная. В качестве закрепления материала по теме «Природа» учитель предлагает ребятам написать музыкальный диктант. Дети слушают произведение «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», композитор  Э. Григ. Учитель не озвучивает название произведения и не говорит, о чем это произведение. Задача каждого обучающегося – описать максимально полно на английском языке ту картину, которая появилась в его воображении при прослушивании данного произведения.
Вариант задания 3: «Guess the cuisine». Форма работы – индивидуальная. В ходе изучения темы «Food», учитель проигрывает несколько мелодий различного характера, например, мелодию из современного американского молодежного сериала, французскую мелодию, исполненную на аккордеоне, китайскую народную песню и т.д. Затем ученики высказывают свое мнение – какая мелодия для них олицетворяет национальную кухню какого народа, какие блюда из ранее изученных ассоциируются для них с той или иной мелодией.
На мой взгляд, подобные задания помогают активизировать и закрепить знания обучающихся по изучаемой теме,  развить ассоциативное мышление, и на фоне этого, развить коммуникативную компетенцию иностранного языка.


Яндекс.Метрика


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *